
В процессе социализации каждый из нас осваивает различные роли, которые мы исполняем в разных ситуациях. Ролевой репертуар малой группы – это набор ролей, которые выполняют её члены. Он может быть разнообразным и включать в себя различные амплуа, такие как лидер, эксперт, противник, мученик, моралист, перехватчик и другие.
Лидер – это тот, кто принимает ответственные решения и определяет направление деятельности группы. Эксперт – это человек, обладающий специальными знаниями и навыками, которые могут быть полезны для группы. Противник – это тот, кто активно выступает против лидера или каких-то идей группы. Мученик – это человек, который постоянно нуждается в защите и поддержке. Моралист – это тот, кто всегда прав и считает, что его мнение единственно верное. Перехватчик – это человек, который захватывает инициативу у лидера.
Пассивно и легко приспосабливающиеся члены группы стремятся сохранить свою анонимность и не проявляют активности. «Крайний» член группы отстает от остальных из-за личностных ограничений или страхов. А любимчик – это тот, кто пробуждает нежные чувства у других членов группы.
Группа всегда стремится расширить свой ролевой репертуар, чтобы быть более эффективной и успешной. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную окраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, а также от её значимости для него.
Например, в учебной группе могут быть следующие роли:
Лидер– это тот, кто организует учебный процесс, распределяет задания и контролирует их выполнение.
Эксперт – это тот, кто хорошо разбирается в предмете и может помочь другим студентам.
Противник– это тот, кто постоянно спорит с лидером или другими студентами. Мученик – это тот, кто постоянно жалуется на трудности и не хочет ничего делать.
Моралист – это тот, кто всегда прав и считает, что его мнение единственно верное.
Каждая роль имеет свои особенности и требует определённых навыков. Например, лидер должен уметь принимать решения и нести за них ответственность, эксперт должен обладать знаниями и навыками, противник должен уметь аргументировать свою позицию, а мученик должен быть готов принять помощь.
В заключение можно сказать, что ролевой репертуар малой группы может быть разнообразным и включать в себя различные амплуа. Он зависит от целей и задач группы, а также от личностных особенностей её членов. Расширение ролевого репертуара позволяет группе быть более успешной и эффективной.